Советы музыкального руководителя

Консультация для родителей

«Музыку, песню в каждый дом»

Ребенку нужно помочь увидеть и понять прекрасное. Взрослые должны научить его видеть красоту в природе, в труде, в искусстве, научить волноваться и радоваться, слыша трель соловья, журчание ручья, видя, как человеческие руки создают прекрасное своим трудом, преображая природу и быт народа, не оставаться равнодушными к хорошей картине, памятнику архитектуры, к русской песне, к музыке.

Человек, которому в детстве распахнули окно в мир прекрасного, умеет полнее и радостнее воспринимать жизнь, видеть мир тоньше, радужнее, многостороннее, он полнее, радостнее живет. Восприимчивость к красивому не только обогащает его духовно, но и направляет его поступки, поведение на добрые дела, или, как говорит композитор Д.Б.Кабалевский «Прекрасное побуждает доброе». Поэтому одной из задач воспитания ребенка в семье является развитие у него чувства прекрасного, т.е. эстетической восприимчивости ко всему окружающему.

Воспринимая музыку, ребенок глубже чувствует и осознает окружающее. Она будит его мысль и чувства, развивает творческую фантазию, формирует художественный вкус.

Но музыка – действенное средство воспитания лишь тогда, когда она осознанно воспринимается ребенком, когда он осмысливает переданные в ней чувства, настроения, Эта способность осмысленно воспринимать музыку приходит к ребенку вместе с интересом и любовью к ней, вместе с развитием в нем восприимчивости к музыке.

Семья должна помочь детям полюбить и понять хорошую музыку. Уже с младенческих лет ребенка нужно приобщать к музыкальной культуре.

К сожалению, многие из родителей еще считают, что забота о музыкальном воспитании правомерна по отношению одаренных детей, проявляющих самостоятельное влечение к музыке, а если ребенок не испытывает интереса к ней, то и приобщать его к музыке совсем необязательно.

Каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет, каждый нормальный здоровый ребенок всегда эмоционально реагирует на нее. К тому же является не само по себе обучение музыке, а воздействие музыкой на общее развитие и духовный мир ребенка.

Как воспитывать музыкальное восприятие у ребенка в семье? Как пробудить у ребенка интерес к музыке, эмоциональное отношение к ней, умение не только слышать, но и слушать музыку?

Прежде всего, необходимо создать такие условия, которые наилучшим образом формировали бы его художественный вкус. А для этого наряду с другими  видами детской деятельности отводить время знакомству с музыкой и песней.

Нельзя забывать и о роли личного примера взрослых, который выражается в их собственном отношении к музыке.

Чем больше и чаще дети слушают музыку и песню, тем ближе и понятней становятся для них музыкальные образы. Музыка становится их постоянным спутником жизни. Дети учатся слышать и слушать,  понимать и любить ее.

Чем раньше ребенка приобщают к музыке, тем успешнее идет его развитие в музыкальном отношении. Он еще не умеет слушать музыку, так как не обладает еще устойчивым вниманием – его нужно развивать.

Родители должны интересоваться чему учат ребенка  в детском саду на музыкальных занятиях, что он поет. Важно вызывать у него желание и дома петь те песни, которые он учил в детском саду.

Интерес у родителей к музыкальной деятельности детей в детском саду содействует развитию у ребенка огромного желания активно принимать участие в этой деятельности, воспитывает любовь и интерес к музыке.

Приглядитесь, какое отношение к музыке проявляет ваш ребенок. Если он равнодушен, это плохо! Значит, музыка не стала его потребностью. И вина семьи и педагогов, что не сумели вовремя привить любовь к музыке, А ведь именно семья – главный помощник детскому саду в приобщении детей к музыкальной культуре.

В семье наиболее доступным средством приобщения детей к музыкальному искусству является слушание музыки. Слушание музыки развивает у ребенка эмоциональную отзывчивость, вырабатывает художественный вкус, способствует формированию эстетических и этических идеалов, помогает понимать прекрасное в жизни.

Уже в раннем  возрасте у него формируются зачатки умения слушать музыку, когда он еще только прислушивается к звону колокольчика, стуку бубна или погремушки, песенке, что поет мать, склонившись над его кроваткой. В ребенке будет воспитан культурный слушатель в том случае, если музыка рано входит в  его жизнь. Если ребенок с малых лет «встречается» с песней, инструментальной музыкой, если в семье любят и понимают музыку и такое же отношение к ней стараются передать и ребенку, тогда и он начинает понимать и любить ее.

 

Какие произведения можно рекомендовать для слушания детям?

 Это и песни, и инструментальная музыка русских и зарубежных классиков.

Ребенок воспринимает глубже и осмысленнее музыкальные произведения, если взрослый познакомит его с их содержанием, используя для этого небольшой образный рассказ, стихотворение, расскажет об отдельных ярких средствах музыкальной выразительности. Хорошо, если слушание музыки связывается с событием, впечатляющим для ребенка (посещение театра)

Так встречи со знакомыми музыкальными образами, совпадающими с образами, увиденными ребенком в жизни, закрепляют у него стойкий интерес к музыке.

С большим удовольствием дети слушают, как играют взрослые в семье на фортепиано, баяне, скрипке, и сами стремятся научиться играть. Это желание  нужно поддерживать, создавая все условия для того, чтобы подготовить детей дошкольного возраста к занятиям в школе, студии.

В семье нужно создавать благоприятную обстановку для самостоятельной музыкальной деятельности ребенка – что бы он мог самостоятельно музицировать, играть несложные мелодии с показа взрослого, полюбить полюбившиеся песни, петь.

Детские музыкальные игрушки и музыкальные инструменты – великолепные спутники в жизни ребенка, его музыкальном развитии. Известно. Что у каждого ребенка преддошкольного возраста большая тяга к музыкальной игрушке. Малыш тянется ко всему тому, что издает звук, — к погремушке, свистульке, детскому органчику и т. д. А дети дошкольного возраста 5 – 6 лет могут уже сами играть на детских музыкальных инструментах.

 Какие музыкальные игрушки и в каком возрасте можно рекомендовать?

 Это, прежде всего модели музыкальных инструментов – неозвученные. Это игрушки для самых маленьких. Ребенок, «играя» на «немой» клавиатуре, напевает любую песенку, мелодию.

Есть игрушки, изображающие животных и подражающие их голосам. Они полезны тем, что дети учатся различать звуки по тембру ( кто это: кошка, или собака, корова? ), по высоте  (маленький Петушок – высокое звучание, большой – низкое звучание). В игровой форме эти задания подводят ребенка к различению звука по высоте и тембру. Эти игрушки можно давать детям младшего дошкольного возраста.

Можно так же рекомендовать такой вид игрушек, как инструменты со звуком  нефиксированной высоты (бубен, погремушка, барабан и  т.д.), и инструменты с точным по высоте звуком (звук один и тот же – дудочка, треугольник и т.д.). Играя с этими игрушками, ребенок может комбинировать различный ритмический рисунок.

 

 

Но есть еще игрушки, которые представляют собой настоящую озвученную модель музыкальных инструментов, построенных на определенном звукоряде. Это так называемые детские музыкальные инструменты: металлофоны, аккордеоны, пианино, цитры и т.д. Последний вид игрушек – игрушки с фиксированной мелодией (органчик, музыкальный конструктор  и т.д.). Эти игрушки – материал для организации настольных музыкально-дидактических игр, во время которых дети  тренируютзвуковысотный слух, музыкальную память, чувство ритма.

Названные игрушки могут и должны украсить быт детей. Особенно интересны для музыкальной самостоятельной деятельности игрушки-инструменты. Дети играют «по показу» взрослого  знакомые песни, подбирают по слуху полюбившиеся мелодии, что, безусловно, способствует развитию музыкальных способностей. Игра на детских музыкальных инструментах содействует воспитанию у детей целого ряда положительных качеств: упорства, настойчивости, усидчивости, активного внимания, выдержки, воли. Музыкальная игрушка помогает заполнить досуг ребенка, приучает его целесообразно использовать свое время.

Не забывайте и «о мелочах» — например, установить инструмент так, чтобы ребенку было удобно для рук и глаз.

Родителям нужно знать об особенностях детского слуха и голоса, чтобы оберегать их. Резкие и громкие звуки отрицательно влияют на слух, снижая его остроту и чувствительность, Отсюда становится очевидным, насколько вредна для ребенка обстановка шума, стука, крика. Так же плохо отражается на ребенке  включенное радио, оглушающие громкие звуки телевизора, музыкального центра и т.д.

Голосовой аппарат ребенка очень хрупкий, связки слабые, гортань нежная. Поэтому  крикливый разговор, форсированное пение создают напряженность голосового аппарата ребенка.

У ребят младшего дошкольного возраста  поверхностное, «неорганизованное дыхание». Уже только поэтому нельзя привлекать его к исполнению   «взрослых» песен. В них широкий диапазон, длинные музыкальные фразы, требующие глубокого, сильного дыхания,- все это вредно для ребенка. Поощрять стремление ребенка повторять вместе  с взрослыми их песни не следует. Слабый, хрупкий голосок, несовершенное дыхание при всей музыкальности и точности воспроизведения не в силах справиться с широтой «взрослой» песни – отсюда срыв голосовых связок. Да и по содержанию они не уместны для ребенка и непонятны ему.

 Прививайте своим детям любовь к музыке!

 

Аудиотека песен и музыки  для слушания  в младшем  и старшем  дошкольном возрасте (2-7 лет)

Предлагаем вашему вниманию коллекцию детских песен, которые вы можете скачать и использовать для прослушивания своим детям (ссылка ниже)

https://deti-online.com/pesni/

 

Консультация для родителей

«Театрально-игровая деятельность в развитии речи дошкольников»

Нарушения речевого развития детей, будь то фонетико-фонематическое или общее недоразвитие речи, рассматриваются, прежде всего, как нарушения общения.

Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребёнка.

Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная деятельность обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы.

Театрализованная игра может изменить отношение ребёнка к себе, его самочувствие, способы общения со сверстниками, взрослыми.

В театрально-игровой деятельности происходит  и интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы. Коррекционно-развивающие возможности театрализованной игры известны давно. Так, А.Н.Грабаров отмечал, что драматизация, обеспечивающая активность детей и поддерживающая их внимание, способствует сознательному усвоению учебного материала.

Я считаю, что использование драматизации в коррекционной работе столь же важно, как и обучение самообслуживанию, культуре поведения, счёту.

Поэтому у нас в детском саду широко используется постановка, инсценировка рассказов, песен, сказок, игры с распределением ролей, теневой театр, а также пантомимика, жест и др.

 

Игры-драматизации предполагают воспроизведение какого-либо сюжета в соответствии со сценарием.

Драматизировать-значит разыгрывать в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нём эпизодов и передавая  характеры  персонажей.

Поскольку ребёнок играет сам, он может использовать все средства выразительности ( интонацию, мимику, пантомимику). Здесь дети-артисты. Познакомившись со сценарием и распределив все роли, они показывают спектакль. Дети учатся владеть своим голосом, интонацией, чёткой артикуляцией, жестами.

Они развивают память, фантазию, учатся взаимодействовать друг с другом.

Совместная творческая деятельность по созданию спектакля с детьми вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и скованность.

Особенно большие возможности в решении этих задач даёт теневой театр, когда дети действуют за ширмой. Спектакли можно играть в разных составах. Одна и та же роль в исполнении разных детей меняется, приобретая новые краски и звучание.

Успешности использования театрализованных игр в коррекционной работе способствуют:

1.тесное взаимодействие в работе педагогов (учителя-логопеда, музыкального руководителя, руководителя по физической культуре, воспитателей) и родителей;

  1. организация предметно-развивающей среды-различные виды театров, реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей (ширмы, костюмы, элементы костюмов, маски, грим, декорации и пр);
  2. сценарии, художественная литература, иллюстрации, музыкальные произведения, фонотека (шумы и пр.);
  3. природный, бросовый материал и пр. для изготовления костюмов, декораций.

Всё вышесказанное даёт основание утверждать, что применение театрализованной деятельности повышает эффективность психокоррекции, задержки речевого развития детей дошкольного возраста.

 

Консультация для родителей

 «Охрана детского голоса»

Взрослые: педагоги, родители должны умело беречь детский голос.

Они должны следить за тем, чтобы дети пели естественным голосом, не говорили громко.

Взрослые сами не должны громко разговаривать в семье. Заботясь о создании спокойной обстановки, об уменьшении шума в группе детского сада, дома, в семье, взрослые должны сами оберегать детский голос. Крик, шум портят детский голос, притупляют слух детей и отрицательно влияют на нервную систему ребёнка.

 

Уважаемые родители!

Не позволяйте детям разговаривать, петь, пить холодную воду на улицу, есть мороженое в сырую, холодную погоду в разгорячённом состоянии,во избежании простуды.

Вы очень часто умиляетесь, слушая, как ваш ребёнок поёт взрослые песни. Однако это очень вредит голосовому аппарату вашего ребёнка. Ведь взрослые песни написаны в большом диапазоне, чем песни для детей, поэтому при пении таких песен дети напрягают свои голосовые связки, что вредит детскому голосу.

Содержание взрослых песен часто непонятно детям, они искажают слова, у них складывается неверное смысловое понятие тех или иных слов, искажается произношение.

Не допускайте этого, охраняйте голосовые связки малыша!

Уважаемые родители!

Для закрепления певческих навыков нужно, чтобы именно детская песня звучала не только в детском саду, но и в домашней обстановке.

Пойте вместе с детьми их любимые песни, и песни с несложным мотивом.

Объясните ребёнку вред крикливого пения, сделайте так, чтобы ваш ребёнок не забывал об этом.

Следите, чтобы ваш ребёнок пел естественным голосом.

Охраняйте голосовой аппарат ребёнка!

 

Консультация для родителей «Музыкальные инструменты своими руками»