Для педагогических работников

 

Многие педагоги связывают информационную среду с различными формами дистанционного обучения, занятиями с использованием компьютерной техники и интернета. Однако Федеральный закон № 436-ФЗ определяет информационную среду как часть образовательной среды дошкольной организации, которая включает четыре компонента: продукцию средств массовой информации, печатную продукцию, аудиовизуальную продукцию на любых видах носителей и зрелищные мероприятия.

Влияние информации на развитие детей. Чтобы ребенок нормально развивался, важно удовлетворять его потребность в безопасности. Когда дошкольник сталкивается с информацией, которая вызывает у него страх, тревогу, негативные переживания, он теряет ощущение безопасности, утрачивает базовое доверие к миру, что тормозит его развитие.

Зачастую ребенок выступает в роли пассивного получателя информации. Например, когда он смотрит мультфильм, телепрограмму, то воспринимает информацию лишь как источник впечатлений, эмоций, как развлечение, а не как средство, чтобы удовлетворить свою любознательность, решить практические или познавательные задачи. В результате у дошкольника не развивается познавательный интерес, воображение. Среди последствий негативного влияния информационной продукции на детей дошкольного возраста могут быть также проблемы в развитии высших психических функций, эмоционально-личностной и волевой сфер.

Влияние информации на социализацию дошкольников. Исследователи в области возрастной и педагогической психологии отмечают, что каналы, из которых дети черпают информацию, и роль взрослого в их социализации в настоящее время меняются. Современные дошкольники все чаще идентифицируют себя не со значимыми взрослыми, а с героями мультфильмов, кинофильмов, компьютерных игр. В результате они усваивают и воплощают в повседневной жизни модели поведения, далекие от идеалов добра. Педагоги и родители отмечают в поведении дошкольников цинизм, грубость, жестокость, агрессивность.

Информационная среда далеко не всегда, ориентирует детей на принятые в обществе ценности и стандарты. Риски есть на каждом возрастном этапе. Дети до пяти лет не воспринимают информацию критически, не различают виртуальную и объективную реальность. Поэтому важно, чтобы информационная среда транслировала ребенку ценностные ориентиры, которые общество рассматривает как позитивный способ жизни. В противном случае негативное воздействие информации может привести к социальной и личностной дезадаптации ребенка, нарушить его самооценку. У дошкольника могут сформироваться неадекватные представления об окружающем мире и своем месте в нем.